чего только в инете не найдёшь))) вот случайно наткнулась на такую ссылку: "Хореография брачного танца кальмаров"... гы)))))
"Брачные танцы есть у самых разных животных, от бабочек до журавлей и антилоп. Есть они и у кальмаров, но, по мнению покойного Ж.-И. Кусто, их брачный танец — всего лишь хаотические перемещения, более похожие на броуновское движение. Оказалось, Кусто ошибался.
Специалисты из научных учреждений ЮАР, США и Канады, изучавшие биологию и поведение кальмаров, закрепили на шести самцах и двух самках южноафриканского длинноперого кальмара Loligo vulgaris reynaudii маленькие гидроакустические передатчики и проследили за перемещениями этих головоногих моллюсков на нерестилище в бухте Ойстер, у южного побережья ЮАР. Оказалось, брачный танец кальмара — сложное поведение, хорошо организованное в пространстве и времени, и термин «хореография» для него вполне подходит.
Передатчики поместили внутрь мантии четырех крупных (длина мантии 32 см, масса 430 г) и двух мелких (15 см и 70 г) самцов и двух самок (21 см и 180 г), закрепив приборы снаружи специальной нитью. Издаваемые ими сигналы на частотах 50 - 80 кГц автоматически записывались четырьмя гидрофонами, которые были установлены на глубине 20 - 30 м на буях по бокам двух небольших (1 на 2 м) нерестилищ, в 1 км от берега. Звуковой сигнал о местонахождении кальмара и температуре воды транслировался по радио на берег. Запись вели непрерывно 14 сут, но только один из кальмаров сигналил все это время, средняя же продолжительность записи от одной особи составляла 6 сут. Контрольный анализ (датчики держали аквалангисты) показал, что при типичной для кальмаров скорости плавания 10 - 50 см/с точность определения их местоположения составляла менее 1 м в пределах сети гидрофонов и 5 - 10 м за нею.
Кальмары, многие тысячи, появляются на нерестилище, которое легко заметить по кучкам кальмарьих яйцекладок, на рассвете. Сначала крупные самцы крейсируют вокруг, описывая круги радиусом 50-150 м, постепенно к ним присоединяются самки и мелкие самцы, и часам к девяти утра в толще воды, в 10 м от дна, возникает плотное трехмерное скопление, «токовище». Крупные самцы активно конкурируют из-за самок, выбирают партнершу, спариваются, после чего эскортируют ее до момента откладки яиц на дно. Яйца выходят из яйцевода самки, обволакиваются прочной и липкой слизью, смешиваются с хранящейся в специальном семеприемнике подо ртом спермой, и самка руками формирует длинную, похожую на полупрозрачный человеческий палец капсулу — внутри нее яйца, снаружи студенистая оболочка. Держа капсулу в руках, самка приближается к месту откладки яиц — обычно к куче уже отложенных (ею или другими самками) капсул и там прикрепляет ее ко дну. Самец наблюдает за откладкой яиц. Все это проистекает в придонном слое воды и сопровождается целой серией строго ритуализованных движений — настоящим «брачным танцем».
Вообще самцы кальмаров очень интересуются яйцевыми капсулами. Стоит только в аквариум, где мирно живут два самца североамериканского кальмара Loligo pealei, поместить яйцевую капсулу, они немедленно начинают «выяснять отношения». Но если капсулу положить в прозрачную коробочку (видно, но нельзя пощупать) или в продырявленный мешочек (можно только понюхать), самцы останутся спокойными — им необходимо пощупать кладку.
Скопление кальмаров на нерестилище привлекает к себе особей издалека, так что их число в стае увеличивается. Крупные самцы длинноперого кальмара, е нашедшие пары, ожидают поблизости: вдруг повезет отбить самку. А на периферии стаи, но ближе ко дну, целый день толкутся мелкие самцы, которых подписки называют «сникеры» (sneakers), т.е. подкрадывающиеся. (Этим же словом называют бесшумные тапочки, которые носят тюремные надзиратели.) На мелкоту крупные самцы никакого внимания не обращают, их интересу ют только другие крупные самцы, потенциальные конкуренты, в ярком брачном наряде Спикеры же за всем этим наблюдают, и очень внимательно. Их задача — выбрать момент, когда спарившаяся самка уже опускается ко дну, держа в руках готовую к откладке яйцевую капсулу, наполовину высунувшуюся из сложенных конусом рук, мгновенно рвануть к ней и, пока эскортирующий ее крупный самец не спохватился, успеть спариться или хотя бы исхитриться отложить на кладку свои сперматофоры, чтобы передать гены потомству. Нормальное спаривание длится 16 - 20 с, но сникеры успевают это сделать за 6 с.
Казалось бы, велик ли шанс, ведь почти все яйца в капсуле уже оплодотворены? Оказалось, шанс не нулевой. Исследование яйцевых кладок европейского кальмара Loligo forbesi генетическим методом показало, что в кучке яиц не только разные капсулы оплодотворены разными самцами, но даже в одной капсуле яйца могут быть от разных отцов, как минимум двух. Так что стратегия сникеров срабатывает!
Большинство крупных самцов покидают нерестилище на закате, а некоторые еще раньше. Они уходят километра на полтора-два в океан и ночь проводят в покое, питаясь и отдыхая. Плывут на ночной отдых быстро, со скоростью приблизительно 45 см/с, или одна длина тела в секунду. Это втрое быстрее, чем их передвижения над нерестилищем (14 см/с). А вот «подкрадывающиеся» самцы весь день плавают со средней скоростью 17 см/с. Для них это много, ведь они вдвое мельче крупных.
Брачные танцы на нерестилищах важны в трех отношениях. Во-первых, чем больше самцов (а их в скоплении всегда больше, чем самок), тем сильнее конкуренция между ними и тем вероятнее для самки заполучить «удачные» гены. Во-вторых, часть самцов приплывает издалека, следовательно, усиливается смешение генотипов, а это всегда полезно. В-третьих, отложить яйца в кучу уже отложенных — значит повысить шанс на успешное выживание потомства. Но и это еще не все. Длинноперые кальмары спариваются дважды — сначала задолго до нереста, еще на путях к нерестилищам, а потом непосредственно перед откладкой яиц. Так что самка имеет шанс на три порции спермы: две от крупного самца и одну — от мелкого «подкравшегося». Полная гарантия успешного получения потомства!
Но в этой бочке меда есть, оказывается, ложка дегтя. Южноафриканские рыбаки прекрасно знают, где находятся нерестилища кальмара, и выходят на лов именно туда. Они ловят кальмара на блесну, рано утром, и попадаются им преимущественно крупные самцы, вероятно, принимающие блесну за соперника. Уловы на нерестилищах высоки, а по цене кальмар в ЮАР сейчас уступает только креветке и тунцу. Так что неблагоприятные последствия промысла на нерестилищах очевидны: селективный вылов крупных самцов, тех самых, что «правят бал» в брачном танце, грозит нарушить генетическую структуру популяции."
Вот как оно однако получается)))